Закон «является всеобщим и подлинным выразителем правовой природы вещей. Правовая природа вещей не может поэтому приспособляться к закону – закон, напротив, должен приспособляться к ней» . Это глубокая мысль имеет существенное значение для законотворческого процесса в нашей стране.
Сам процесс законотворчества представляется как процесс преобразования от конкретного к абстрактному. Чем глубже познана природа образования конкретного и соответствующих ему интересов, тем глубже и обоснованней будет приниматься правовая норма, и тем эффективнее она будет служить охране общественных отношений.
Для полного и всестороннего развития и существования законотворческого процесса необходимо использовать результаты научных фундаментальных исследований и изысканий, прикладных разработок, имеющихся по определенной тематике. Результаты фундаментальных исследований и изысканий должны иметь огромное значение в прикладном применении, а результаты прикладного применения должны давать устойчивую почву для новых фундаментальных исследований и рекомендаций. «Отсутствие или слабость общей и отраслевых концепций развития законодательства затрудняет разработку научных основ системы законодательства».
Фундаментальные исследования в юридической науке криминального цикла имеют своей целью изучение норм уголовного права, практики их применения, результатов, полученных в период применения данных норм, а также иных фактических обстоятельств, складывающихся на основе применения действующего законодательства. Одной из основных задач является исследование нормы на ее эффективность, достижение поставленной цели, простоты реализации, исходя из сегодняшней российской действительности.
Прикладное применение может иметь место лишь в случае принятия фундаментальных изысканий в ранг закона. В этом случае будет иметь место точное усвоение и четкое практическое применение данных законов, их отдельных норм и положений, а также достижение поставленных целей.
Проблемы юридической науки криминального цикла являются важным направлением деятельности по изысканиям в различных областях. По мере разрешения множества проблем, их, к глубокому сожалению, не становится меньше. Движение вперед в экономическом и социально-политическом развитии страны, изменение приоритетов развития, порождает новые и новые вопросы, для которых нужно искать обоснованные ответы. Разрешение возникших проблем зависит, в большей части, от правильности применения имеющихся фундаментальных исследований в конкретных областях.
На сегодняшний день научная деятельность криминального цикла используется в малой степени. Недостаточен уровень развития самой науки, которая в последнее время склонна к толкованию аксиом уголовного права. Только незначительная часть исследований посвящена изучению и решению проблем фундаментального характера. Можно отметить низких уровень применения фундаментальных и прикладных наук в принятии новых правовых норм и подзаконных актов. «Системность права обеспечивается усилиями юридически грамотного, высоко профессионального законодателя, который в своей правотворческой деятельности в максимальной степени стремится отразить и «трансформировать» системность общества, в частности регулируемых отношений, в системность принимаемых им актов и в конечном счете – в системность всего права».
Данная ситуация отрицательно сказалась на российском уголовном законодательстве. Нарушение принципа системности и отступление от первоначальной концепции Уголовного кодекса РФ, касающееся Общей и Особенной части. Первоначальная редакция УК РФ была недостаточно концептуально выдержана. Это привело к тому, что буквально на второй год (в 1998 г.) были приняты 2 закона о внесении изменений в УК РФ по принципиальным положениям, расширившие сферу ответственности за неосторожность (ч.2 ст.24 УК РФ). В 1999 г . – 7 законов об изменении, в 2001 и 2002 г.г. – 8, в 2003 г. -7, в 20009 г. -13 законов об изменении в УК РФ.
Самым значительным изменения подверглась Особенная часть УК РФ. В некоторые статьи вносилось множество поправок, иногда не единожды, зачастую вносились изменения уже в измененные или дополненные статьи или части. Усилилась тенденция процесса криминализации над декриминализацией, действующая в УК РСФСР. Так можно отметить исключение 4 статей из УК РФ и введение 30 новых.
Большая несогласованность возникла в УК РФ в результате внесения в него несистемных изменений.
Так, по первоначальной концепции УК РФ как условное осуждение, так и условно-досрочное освобождение от наказания применялись при назначении наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержании в дисциплинарной воинской части и лишении свободы. Лица, осужденные условно, и лица, условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, имели практически одинаковое положение. После внесения в 2003 г. изменений в ст. 79 УК РФ была нарушена координация между ст. 73 и ст. 79 УК РФ. В соответствии с изменениями, условно могут назначаться 5 видов наказания, а условно-досрочное освобождение от отбывания исправительных работ, ограничения по военной службе и ограничения свободы не предусмотрено, что неосновательно сужает сферу применения альтернативных мер уголовно-правового воздействия.
Данная ситуация возникла из-за противоречия некоторых норм принятого УК РФ основным принципам и нормам международного права. Это послужило основанием для серьезной корректировки механизма противодействия отмыванию преступных доходов, рабству и торговле людьми, терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и т.д.
Также, многочисленные изменения были внесены в нормы, защищающие общественные и экономические отношения, которые к середине 90-х еще окончательно не сформировались.
На практике выявлялись существенные пробелы и недостатки многих норм нового УК РФ, некоторые из которых имеют место и по сей день.
Сегодня социально-политические изменения, провозглашенные Президентом России Д.А. Медведевым, коренным образом влияют на изменения в уголовном законодательстве. Так, весной и осенью 2010 г. Д.А. Медведев внес в Госдуму первый и второй пакеты изменений действующего УК РФ, которые предусматривали мораторий на аресты за экономические преступления, отмену нижнего предела наказания в виде лишения свободы за нетяжкие преступления, что нашло свое отражение в Федеральном законе от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ.
17 марта 2011 г. в Горках Д. А. Медведев обсудил с руководством своей администрации, представителями правительства и правоохранительных органов подготовленный Минюстом и Государственно-правовым управлением пакет поправок — третий этап либерализации уголовного законодательства. Если примут третий пакет, человека, впервые совершившего нетяжкое преступление без отягчающих обстоятельств, нельзя будет приговорить к лишению свободы (такое положение добавляется в ст. 56 УК). Понятие нетяжкого преступления расширяется: это деяния, за которые лишают свободы на срок до трех лет, а не до двух, как прежде.
У судьи появляется важное право: понизить категорию преступления на менее тяжкую — на один уровень: например, особо тяжкие (от 10 лет) перевести в разряд тяжких (до 10 лет). В 2009 г. 45% приговоров к лишению свободы касалось преступлений средней и меньшей тяжести.
Изменения коснутся самых распространенных статей — кражи (ст. 158 УК РФ) и мошенничества (ст. 159 УК РФ), бизнесменов в основном и сажали за мошенничество — на сумму от 1 млн руб. (ч. 4 ст. 159 УК РФ), срок до 10 лет (тяжкое преступление). Теперь судья сможет перевести дело в разряд средней тяжести и, если будут основания, прекратить его или не приговаривать к реальному сроку.
Воплощена идея наказывать за экономические преступления не тюремным сроком, а штрафом. В случае уклонения от уплаты налогов (ст.ст. 198, 199 УК РФ) уголовной ответственности можно избежать, полностью возместив ущерб бюджету.
А если возместить ущерб пострадавшему и заплатить в пятикратном размере штраф, то уголовного наказания можно избежать за более чем половину из 40 экономических преступлений, входящих в главу 22 УК РФ.
Это не коснется преступлений в составе организованной группы и с особо крупным ущербом (от 6 млн руб.), преступлений, связанных с отмыванием и сбытом имущества (ст.ст. 174, 175 УК РФ), фальсификацией реестра ценных бумаг (ст. 170.1 УК РФ), разглашением коммерческой тайны (ст. 183 УК РФ).
Предлагается вообще ликвидировать ст. 188 УК РФ (контрабанда). Те товары, оборот которых запрещен (оружие, наркотики, яды и др.), предлагается вывести в отдельную статью 226.1 УК РФ. В пояснительной записке отмечается, что анализ применения ст. 188 УК РФ показывает ее коррупциногенность, теперь контрабанда товаров, оборот которых в России не запрещен, станет административным правонарушением. В УК РФ остается ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей).
Все указанное выше указывают на изменение состояния УК РФ в свете новых направлений в системе общественных и политических отношений. Вопрос о необходимости существенной перестройки в УК РФ обсуждается многими российскими учеными на протяжении долгих лет . На лицо устойчивые тенденции на изменения, направленные на возвращение действующего Уголовного кодекса РФ к первоначальной концепции и принципу системности. Возможно, это приведет к новой редакции УК РФ, свободной от «неработающих» норм, рассогласованных элементов и пробелов. Дальнейшее развитие законодательства, обусловленное потребностями практики в соответствии с экономическими и социально-политическими изменениями в жизни общества, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и при этом опираться на концепцию базового закона данной отрасли права.
Мы постараемся Вам помочь!