Баумштейн Антон Борисович
Юго-Западный государственный университет
профессор кафедры уголовного права
доктор юридических наук

В настоящее время в России неоднократно обсуждался вопрос о совершенствовании действующего уголовного законодательства, политики и работы государственных органов по борьбе с несовершеннолетней преступностью. Только эффективные уголовно-правовые меры, а также надлежащее применение их на практике, могут реально способствовать предупреждению совершения преступлений несовершеннолетними с одной стороны и в полной мере обеспечить их исправление с другой.

В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) закреплен принцип гуманизма, который заключается в обеспечении уголовно-правовыми мерами безопасности человека. Наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, не может иметь целью причинение ему физических страданий или унижение человеческого достоинства. Постоянная работа государства по ориентированию уголовной политики потребовали пересмотра условий привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности.

К привлечению к уголовной ответственности несовершеннолетних следует подходить, руководствуясь общими основаниями, указанными в ст. 19 УК РФ: уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ. Соответственно, в своей законотворческой деятельности законодатель должен решить вопросы следующего содержания: кого следует считать несовершеннолетними, с какого возраста возможно привлечение к уголовной ответственности, какие личностные особенности должны быть при этом учтены.

С нашей точки зрения, в основу определения возраста, с которого возможно привлекать к уголовной ответственности, должен быть положен критерий, позволяющий лицу осознавать общественно опасный характер своих действий, предвидеть наступление общественно опасных последствий и способность нести соответственное наказание.

Осознавать общественно опасный характер своих действий несовершеннолетние начинают в достаточно раннем возрасте, но возможность предвидеть наступление общественно опасных последствий своих деяний, а так же выбрать правильность своего поведения начинает проявляться только с формированием личности и приобретении некоторого жизненного опыта. В каком именно возрасте это происходит, у ученых единое мнение отсутствует.

В юридической литературе чаще других встречается мнение, что возраст 14 лет недостаточен для привлечения лица к уголовной ответственности. Быстрое физическое развитие не дает оснований полагать о таком же быстром психическом развитии подростка. Данный фактор является основополагающим при определении возраста наступления уголовной ответственности.

В соответствии с российским законодательством совершеннолетним признается лицо, достигшее 18-ти летнего возраста. С этого возраста возникает в полной мере способность пользоваться своими правами, а так же нести полную юридическую ответственность.

За некоторые преступления ответственность наступает с 14-ти летнего возраста. Значительная часть статей, указанных в ч. 2 ст. 20 УК РФ, являются тяжкими и особо тяжкими. Но не это учитывал законодатель при определении перечня правовых норм. Закон перечисляет только те деяния, в которых общественную опасность деяния лицо, достигшее 14 лет, может полностью осознавать. Опасность и значение данных деяний доступны пониманию подростка.

Перечень составов уголовная ответственность, по которым начинается с 14 лет, исчерпывающий, т.е. не подлежит расширению по усмотрению следователя или суда.

Установление возраста лица, привлекаемого к уголовной ответственности, входит в компетенцию органов следствия и суда.

При отсутствии документов, подтверждающих возраст, назначается психолого-психиатрическая экспертиза.

Несовершеннолетним считается достигший установленного в законе возраста, исходя из предполагаемого экспертами минимального возраста.

Достижение лицом возраста, установленного законом недостаточно для привлечения к уголовной ответственности. Одним из основополагающих принципов в УК РФ является принцип вины. В соответствии ч. 1 ст. 5 УК РФ лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

В содержание вины входят сочетание интеллектуального и волевого элементов. Виновным может быть признано только лицо, способное понимать характер своих действий и отдавать в них отчет. В наибольшей степени от психического состояния человека зависит его способность осознавать характер своих действий и понимать их общественную опасность. Это интеллектуальный элемент вины. Другая составляющая часть вины – волевой элемент, характеризуется отношением лица, совершившего преступление, к сознательной направленности действий на достижение поставленной цели, при совершении умышленного преступления, и неосмотрительности, нерадивости, проявленных лицом в поведении, предшествующих наступлению общественно опасных последствий при совершении неосторожных преступлений.

Законодатель максимально ограничил возможность применения уголовных репрессий к несовершеннолетним, имеющим отклонения в психическом развитии. В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но, вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности, т.е. в случае возрастной невменяемости лицо не подлежит уголовной ответственности.

Таким образом, законодатель отражает свое возросшее внимание к личности преступника, к его психологическим особенностям. С существованием категории «возрастная невменяемость» имеется возможность освобождения подростка в особых случаях от уголовной ответственности.

При всех положительных моментах, с нашей точки зрения, имеются существенные пробелы в действующем законодательстве. Одним из них является невозможность применения к лицу, на которое распространяется ч. 3 ст. 20 УК РФ, принудительных мер воспитательного характера. Данные меры, в соответствии с ч. 1 ст. 90 УК РФ, применяются к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести. И хотя, данные лица не подлежат уголовной ответственности, они являются социально опасными. Существует необходимость создания специальной службы для социальной адаптации несовершеннолетних, а также профилактики правонарушений.

В настоящее время высказываются различные мнения по организации необходимой работы в данном направлении. Отсутствие единого государственного органа, четко поставленных задач, целей и путей развития не может способствовать достижению положительного результата даже в долгосрочном периоде. Формирующаяся уголовная политика в отношении несовершеннолетних не должна не принимать во внимание такие социально опасные явления как бездомность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм.

Имевшаяся ранее мощная структура, обеспечивающая работу по организации досуга молодежи, с изменением экономических условий в жизни страны, ее полной коммерциализации, создала невозможность посещения спортивных учреждений и других организаций для основной массы подростков. Огромная разница между детьми из малообеспеченных семей и «золотой молодежью» создает неблагоприятную почву в их отношениях, возникает множество конфликтов на этой почве. Демонстративная роскошь, развязанность, в большинстве случаев безнаказанность «богатого сословия», способствует формированию негативного, а порой и преступного поведения подростков. «Ему позволено, а почему мне нет».

Наличие единого государственного органа, осуществляющего ведение молодежного воспитания, организацию досуга, занятости, укрепления моральных устоев несовершеннолетних – необходимость сегодняшнего дня. Какая молодежь сегодня – такой наша страна будет завтра. Отсутствие должного внимания к данной проблеме со стороны государства влечет моральный кризис, а также к потере уверенности в завтрашнем дне.

Данный государственный орган должен заниматься не только вопросами положительной, (благополучной) молодежи, но и обеспечивать трудовые, а также бытовые условия несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний, заниматься формированием системы социальной реабилитации несовершеннолетних. Вопрос пропаганды законопослушания,

восхваление лиц, достигших честным трудом и обширными знаниями, высот в труде или бизнесе, честность и открытость в общении – вот одна из основных задач данной организации.

Развертывание государственной политики по воспитанию молодежи должно быть основано на определенных программах, где четко указаны цели и задачи, способы и методы работы организации по работе с молодежью. Данные организации должны быть созданы во всех субъектах Российской Федерации.

В настоящее время утрачены методы и формы организации работы с молодежью, наработанные ранее. Новые находятся в стадии разработки, но уже сейчас можно начать внедрение тех методов, которые имеются на сегодняшний день, и применять их с учетом ошибок прошлого. Такая деятельность состоит из многих частей и в ней должны быть задействованы различные учреждения и организации, как государственные, так и коммерческие. Особое внимание должно быть уделено политике в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Юридическое бюро Баумштейн и Партнеры
Если у Вас появилась необходимость в решении спорного вопроса, обращайтесь!
Мы постараемся Вам помочь!